bg_tel 

      звоните  с  9:00  до  18:00  по  будням
 

Сохраняем бизнесменам и семьям деньги, время и спокойствие с 2007 года.

Надежный юридический адрес!

Не массовый юридический адрес от собственника в реальном офисе.

Почтово-секретарское обслуживание.

Наши клиенты

Масс-Авто394732-s

 DNSrsr

glavrosstroy406043-s

Главная \ Новости \ Как должна работать диспетчерская служба ЖКХ - новые требования 2019 года

Новости

« Все новости

Как должна работать диспетчерская служба ЖКХ - новые требования 2019 года 20.02.2019 11:15

С 01 марта 2019 года вступают в силу «последние» поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2018 №1090. Они касаются ненадлежащей работы аварийно-диспетчерских служб управляющих организаций, что будет признаваться грубым нарушением лицензионных требований.

Размер штрафа за грубые нарушения лицензионных требований пока официально не утвержден, но Госдума в первом чтении приняла законопроект, который дополняет ст.14.1.3 КоАП пунктом, согласно которому штраф составит:
- для должностного лица управляющей организации – от 150 до 250 тысяч рублей;
- для юридического лица – от 300 до 350 тысяч рублей.

У сотрудников управляющих организаций появился стимул дочитать данную статью до конца.

С 26 сентября 2018 года действует новая редакция Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №416 (далее по тексту – Правила 416).

1. Как теперь принимать звонки в аварийно-диспетчерскую службу?

Согласно п.13 Правил 416 диспетчер должен ответить на звонок собственника помещения в течение 5 минут. Если диспетчер не успел взять телефонную трубку (кушал, спал, разговаривал с другими жителями) в течение 5 минут, то: диспетчер должен перезвонить в течение 10 минут с момента, как звонивший положил телефонную трубку; собственнику помещения в автоматическом режиме должно быть предложено оставить голосовое сообщение, которое должно быть рассмотрено в течение 10 минут с момента поступления.
То есть телефония управляющей организации должна автоматически отслеживать время всех звонков и автоматически показывать все голосовые сообщения.  
Если собственник помещения положил трубку, не дождавшись ответа (раньше 5 минут), то система должна это показывать диспетчеру, так как административной ответственности в данном случае можно избежать.

2. Время реагирование на заявки теперь привязано ко времени звонка?

В п.13 Правил 416 прямо указали, что аварийно-диспетчерские службы обязаны выполнить:

- локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки;
- ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки;
- ликвидацию засоров мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки, но не ранее 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приеме заявок;
- подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством РФ продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг;
- устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.

Исходя из вышеперечисленных сроков реагирования, отсчет срока реагирования должен включаться автоматически, как только принята заявка от собственника (потребителя).

3. Может ли функцию аварийно-диспетчерской службы выполнять подрядчик?

Да, может. И в «старой» редакции, и в «новой» управляющая организация обязана организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы (далее по тексту – АДС), которая может быть либо собственная, либо функцию АДС может выполнять подрядная организация (п.9 Правил 416). Обратите внимание, что в ситуации, когда подрядчик будет ненадлежащим образом выполнять функцию АДС, то привлекать к административной ответственности будут в любом случае управляющую организацию. В свою очередь управляющая организация может впоследствии потребовать от подрядчика возмещения размера штрафа, если подрядчик в соответствии с условиями договора обязан выполнять требования к работе АДС.

4. В каком режиме должна работать АДС?

Согласно п.10 Правил 416 АДС должна обеспечивать круглосуточную регистрацию заявок собственников и пользователей помещений в МКД по «вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнении иных обязательств управляющей организации, предусмотренных договором управления.
Фактически это означает, что достаточно распространенная ситуация, когда АДС работает только в рабочее время, а вечером звонки поступают на мобильный телефон (который может «сесть») отдельного сотрудника (который может спать), что может привести к претензиям и достаточно существенным штрафам. Кроме этого, согласно п.17 Правил 416 регистрация в журнале заявок жителей должна вестись с использованием записи телефонного разговора. Если у вас если «вечерний» диспетчер на мобильном телефоне, то сделайте автоматическую переадресацию звонков после определенного времени с вашего «городского» номера на мобильник сотрудника. Тогда звонок однозначно запишется в базу данных. 

5. Сколько времени должны храниться записи телефонных разговоров?

Прямого ответа на данный вопрос Правила 416 не дают, поэтому давайте отталкиваться от максимальных рисков для управляющей организации. В данном случае риски привлечения к ответственности за отсутствие записей телефонных разговоров огромные и, если не привлекли сегодня, значит еще не пришло ваше время. Рассмотрим ситуацию, когда 1 марта 2019 года наступило, а управляющая организация ведет по старинке бумажные журналы и ни о какой записи телефонных разговоров не знает. Согласно п.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. То есть минимальный срок хранения записи телефонных разговоров – три месяца, но зная рвение проверяющих, лучше хранить записи телефонных разговоров как можно дольше, тем более современные сервисы это позволяют. 

6. Как уведомлять органы местного самоуправления об аварийных ситуациях на общем имуществе МКД?

Дополнительное требование, которое появится с 01 марта 2019 года – это обязанность аварийно-диспетчерской службы информировать орган местного самоуправления об аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления, а также о характере повреждения и планируемых сроках его устранения (п.13 Правил 416).
По традиции, чиновники забыли указать сроки уведомления ОМСУ и способы такого уведомления. Давайте искать оптимальный и самое главное простой способ уведомления чиновников, а для этого открываем ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Там мы видим, что «органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация». То есть информацию по каждой аварийной ситуации можно смело отправлять на электронную почту ОМСУ, а уж, что они там с ней будут делать - управляющую организацию не касается. То есть диспетчеру и руководителю управляющей организации вообще не нужно заботиться об отсутствии крайне необходимой информации у представителей органов ОМСУ.

7. В каком виде должны вестись диспетчерские журналы в АДС?

Правильно все же писать не «диспетчерские журналы АДС», а так, как написано в п.17 Правил 416 «журнал учета заявок собственников и пользователей помещений в МКД». Регистрация заявок должна осуществляться в журнале учета заявок или в автоматизированной системе учета таких заявок.
В тексте предыдущего абзаца мы специально выделили союз «или», который дает возможность вести журналы учета заявок по-старинке в бумажном виде, не используя чудеса инженерной мысли в виде ненавистных многим диспетчерам компьютеров. Тем более, что в том же п.17 Правил 416 прямо указано, что «журнал учета заявок должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью аварийно-диспетчерской службы». Но давайте копать глубже. Для этого открываем пп.«е» п.4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. №1110 и видим, что отказ в передаче технической документации на МКД отнесен к грубым нарушениям лицензионных требований, размер штрафа за которые мы привели в самом начале статьи.
Причем тут журнал заявок жителей и техническая документация, спросите вы. Откроем Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в котором есть «замечательный» пункт 1.5.3, согласно которому в состав технической документации долговременного хранения входят журналы заявок жителей. С учетом того, что согласно п.3.1 ст.161 ЖК РФ при прекращении управления МКД управляющей организации (ТСЖ) дается всего 3 рабочих дня на передачу технической документации на МКД, а так как абсолютное большинство управляющих организаций и ТСЖ ведет журналы учета заявок в бумажном виде, то, чтобы не получить штраф за грубое нарушение лицензионных требований придется:
- делать выписки из «общего» журнала учета заявок, в котором ранее отображались заявки по всем домам в управлении в части заявок, которые приходились на «ушедший» из управления дом, шнуровать, нумеровать и заверять все это печатью организации.
- заранее переходить на автоматизированные системы учета заявок, которые хоть и не являются обязательными, но позволяют сформировать любые журналы за любое время. 

8. Как жители могут подавать заявки в АДС?

Многие думают, что журналы учета заявок формируются исключительно исходя из телефонных звонков, которые поступают напрямую в аварийно-диспетчерскую службу, однако это не так. Если обратиться к п.17 Правил 416, то можно увидеть, что «заявки принимаются при непосредственном обращении в аварийно-диспетчерскую службу, в том числе посредством телефонной связи, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах многоквартирных домов и кабинах лифтов, или других возможных средств связи». Таким образом, телефонная связь – это лишь один канал поступления заявок. Понятно, что напрямую «ногами» в аварийно-диспетчерскую службу собственники обращаются достаточно редко, так как управляющие организации на информационных стендах в своих офисах и на официальных сайтах не раскрывают адреса столь секретных мест. Поэтому собственники помещений приходят в сами офисы управляющих организаций и там оставляют заявки в устном или письменном виде. В результате устного или письменного обращения формируются, в том числе, и заявки в аварийно-диспетчерскую службу. Относительно обращений в аварийно-диспетчерскую службу с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах МКД и кабинах лифтов ситуация неоднозначная. По законодательству громкоговорящую связь с пассажирами лифтов должна обеспечивать именно аварийно-диспетчерская служба управляющей организации (п.11 Правил 416), но на практике чаще всего данную функцию обеспечивает диспетчерская служба специализированной лифтовой организации и поступившие в адрес специализированной лифтовой организации заявки в журнале учета заявок управляющей организации не отображаются. Такое взаимодействие может привести к претензиям проверяющих.